
В 2018 году в Грузии в программе заместительной терапии (ЗТ) было 12 179 человек. Один из них – Михеил, живущий в Кахети, в селе Руиспири. Чтобы получить свою суточную дозу, 30 мг метадона, и добраться до города Телави, ему приходится менять два вида транспорта, стоять в очереди за препаратом в течение нескольких часов. Тем не менее, Михеил уверен, что эти неудобства несравнимы с дискомфортом тех пациентов, которые для получения услуг каждый день преодолевают 180 километров.
В Грузии заместительная терапия является наиболее распространенным способом лечения наркозависимости. Участие в программе ЗТ помогает отказаться от употребления нелегальных опиатов, защищает от рискованных инъекций, человек получает возможность ресоциализации и возвращению к обычной жизни. Для ЗТ в Грузии применяются метадон и бупренорфин, в стране работает 19 государственных центров и 2 кабинета.
Однако, казалось бы, успешная программа имеет свои недостатки. Одна из основных проблем – географическая доступность, которая ставит под сомнение эффективность программы: часто пациенты, живущие далеко от городов, где расположены пункты заместительной терапии, не имеют возможности регулярно получать услуги, и иногда вынуждены покинуть программу из-за различных сложностей – слишком дорого обходится транспорт, да еще и стоять в очереди за препаратом приходится часами в любое время года. 33-летний Михеил – мастер на все руки, строитель, отец троих детей. В программе ЗТ он уже два года. Чтобы добраться до Телави, встаёт рано утром, к девяти часам – уже в программе. До двенадцати часов, а то и до пол-первого дня, – в очереди за препаратом. Михеил вечно боится опоздать на работу, в регионе найти стабильную работу трудно.
В телавской программе ЗТ услуги получают 200 пациентов. «С половины девятого утра у центра толкучка. Метадон выдаётся только из одного окна, что делает ситуацию напряженной. Все спешат, ругаются, спорят. Это вызывает раздражение и у врачей, и у пациентов. «Я слышал, что в Кахети давно поговаривают о расширении программы, но ничего не меняется», – рассказывает Михеил.
О проблемах программы заместительной терапии постоянно бьют тревогу неправительственные организации, работающие в сфере наркополитики. Государство тоже признаёт проблему географической доступности, но активных мер для ее решения не предпринимает.
Например, тема расширения географического охвата программы была актуализирована Грузинской сетью людей, употребляющих наркотики (GeNPUD) еще в 2014 году, при исследовании основных барьеров программы ЗТ в Грузии. Тогда же были озвучены вопросы о выдаче препарата на дом. Однако до сих пор ничего не изменилось. Лишь в марте этого года, из-за эпидемии COVID-19, власти приняли решение о выдачи метадона и бупренорфина для самостоятельного приёма сроком на 5 дней. Но это временное изменение и оно не рассматривается на уровне закона.
Кахетинский центр заместительной терапии находится в Телави и обслуживает восемь районов региона. Например, пациентам, живущим в Кварели, для получения услуг, приходится ежедневно проезжать 80 километров до Телави, а пациентам, живущим в Лагодехи – 180 километров. Это негативно влияет на здоровье пациентов. В 2018 году 50 пациентов покинули программу в Кахетии и, есть большая вероятность, что вернулись к употреблению наркотиков.
В связи с этой проблемой в апреле 2018 года пациенты программы обратились к властям с петицией. Петицию инициировал Совет по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа (членами Совета также являются представители сообщества людей, употребляющих наркотики) и местная инициативная группа при поддержки телавского офиса Общественного объединения «Бемони».
По словам директора телавского офиса «Бемони», Давида Гонгадзе, пациенты требовали открыть не только одно дополнительное окно выдачи ЗТ в Телави, но и дополнительный центр в Кварели, что значительно повысило бы эффективность программы. Пункт в Кварели смог бы предостовлять услуги пациентам Кварели, Лагодехи и Гурджаани.
Петиция была отправлена в Министерство здравоохранения, но потерялась в его лабиринтах.
В сентябре 2019 года было подготовлено еще одно обращение на имя генерального директора Центра по профилактике психического здоровья и наркомании. В обращении вновь прозвучала просьба к государству ускорить открытие новых пунктов заместительной терапии в Кахетии.
В долгожданном официальном ответе, в конце сентября 2019 года, говорилось, что Центр по профилактике психического здоровья и наркомании в курсе дел Кахетинского региона, но, поскольку в регионе много сёл, где опиоидные потребители наркотиков живут «в разброс», для государства было бы слишком дорого открывать несколько центров ЗТ в условиях нехватки человеческих ресурсов – врачей-наркологов, психологов и социальных работников.
Поэтому, в качестве пилотного проекта, Центр предложил создать мобильную службу заместительной терапии, при поддержке Глобальный фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией.
Согласно проекту, отправной пункт мобильной лаборатории должен был находиться в Телави. Лаборатория передвигалась бы по маршруту: Гурджаани – Лагодехи – Кварели – Телави. «Остановки» лаборатории могли бы быть организованы рядом с медицинскими учреждениями.
Глобальный фонд одобрил и выразил желание финансировать проект. Тем не менее, процесс согласования между различными государственными учреждениями по этому вопросу был настолько продолжительным, что «крайний срок, установленный Глобальным фондом, истек, и программа не была реализована», говорится в письменном ответе Центра по профилактике психического здоровья и наркомании.
В том же документе отмечено, что Центр продолжает работу по географическому расширению программы и планирует открыть пункты ЗТ в Гурджаани и Кварели. С этой целью ведутся переговоры с местными структурами о выделении места для центра. Также планируется добавить дополнительное окно для выдачи препарата в телавской программе.
Лаша Киладзе, генеральный директор Центра по профилактике психического здоровья и наркомании, в прошлом году заявил, что он надеется к началу 2020 года расширить обслуживание пациентов ЗТ в регионе Кахетии. Несмотря на обещание, дело не сдвинулось с места. Помимо Кахетии, аналогичные проблемы есть и в других регионах Грузии, например, в Озургети (Гурия) 300 пациентов также получают метадон из одного окна.
После отмены чрезвычайного положения в Грузии мы планируем узнать, каковы планы госструктур на ближайшее будущее не только на бумаге, а в реальности.
Автор: Ирма Кахурашвили.