Эффективная коммуникация: участники Национальной платформы ключевых сообществ получили советы опытных специалистов

Анастасия Безверхая, медиа-исследователь и експертка по коммуникациям, и Марина Говорухина, PR-консультант и основательница закрытого клуба пиарщиков «Пиранья», провели тренинг для участников Национальной платформы ключевых сообществ и дали ряд полезных советов по эффективной коммуникации. Мероприятие состоялось в рамках проекта «Улучшение системы коммуникации среди ключевых сообществ в Украине» при поддержке МФ «Возрождение».

Как писать тексты, заботясь о читателе, и использовать собственные истории – советы экспертов в материале AFEW-Украина.

Месседж: короткий и простой

Месседж (ключевое сообщение) – короткое утверждение, основанное на анализе проблемы и разработанное для конкретной аудитории. Хороший месседж простой и точный, его легко запомнить, он часто повторяется.

Чем проще месседж, тем большую аудиторию он может охватить, и, наоборот, чем детальные и сложнее ваши аргументы, тем на меньшую аудиторию он рассчитан.

Тексты: как писать так, чтобы вас понимали и дочитывали

Марина Говорухина делится, что при написании текстов есть три основных принципа:

  • Краткость – без лишних слов, но не в ущерб содержанию
  • Ясность – мысль должна быть понятна сразу, без угадываний
  • Убедительность – нужно писать так, чтобы вам верили

Главное в сильном тексте – забота о читателе. Вы можете писать с точки зрения себя, а можете – с точки зрения читателя. Если вы заботитесь о читателе, то эти рекомендации для вас:

  • Если текст можно сделать проще, сделайте это!
  • Не используйте слова-паразиты – штампы и «заумь»
  • Читайте вслух свои тексты
  • Не используйте парцелляцию, разбивку одного предложения на несколько без видимого смысла
  • Пишите о реальном – опыт, интересные подробности, тонкости, проблемы, пошаговые руководства. Теоретические схемы, оценки, выводы и любые поверхностные суждения не для сильного текста.
  • Используйте абзацы и знаки препинания – они помогут управлять ритмом и вниманием. Начните абзац с главной мысли, а закончите заключением.
  • Абстракция не является заботой о читателе – пишите четко.

Основательница «Пираньи» также наверняка знает, какие книги помогут писать лучше:

  • Максим Ильяхов «Пиши, сокращай»
  • Нора Галь «Слово живое и мертвое»
  • William Strunk Jr. «The Elements of Style» (Уильям Странк «Элементы стиля»)
  • Корней Чуковский «Живой как жизнь»

От себя порекомендуем также пособие для PR-менеджеров, руководителей и активистов общественных организаций Марины Говорухиной «Коммуникации в общественных организациях» ( «Запрещенная книга»).

Марина говорит: «Эмоции правят миром. Не согласны? Возмущаетесь таким подозрительным утверждением? Значит только что они захватили и вашу голову. На тренинге по коммуникациям мы учили, как вызвать у людей нужные эмоции и как управлять своими. Хотите поучиться? Вот вам полезное упражнение. Прочитайте стишок «У лісі, лісі темному» так, чтобы вызвать у людей возмущение. А потом смех. А потом грусть. А потом узнайте, когда будет проходить следующий тренинг».

Storytelling: расскажи свою историю

Анастасия Безверхая, которая в Украине проводит обучение сторителлингу по методу группы Narativ, утверждает: «Эмоциональная связь, которую мы создаем с помощью личной истории, помогает понять суть многих проблем и сформулировать эффективные решения. Лидеры ключевых сообществ могут научиться эффективнее формулировать свои мысли, стать более понятными для слушателей и защищать свои права более эффективно».

Анастасия уверена, что когнитивные процессы в нашем мозгу настроены, чтобы воспринимать истории, что у каждого человека есть история, что каждый человек может научиться рассказывать истории лучше, что у каждого человека есть множество историй и рассказывая истории, мы развиваем собственную креативность. Это могут быть истории лидерства, уязвимости, изменений и другие.

Для чего использовать истории? Вариантов множество: защита прав, персонификация проблемы, борьба со стереотипами, объяснения общественных процессов на примерах и тому подобное.

Для рассказывания историй лучше использовать Принцип 4D – включать Диалоги, Действия, Детали и Дать. И избегать НЕ фактов – чувств, суждений, объяснений, оценок, внутренних мыслей.

Для подготовки статьи использованы материалы тренинга. (с) Анастасия Безверхая, (с) Марина Говорухина